german_kmw

Category:

До МКС на попутках. А много ли нужно для полёта в космос?

Союз МС 17, фото НАСА
Союз МС 17, фото НАСА

 Итак героический Союз МС 17 под управлением Сергея Рыжикова поставил космический рекорд — 3 час 3 минуты от старта до стыковки к МКС (186 минут).   Такая скорость обеспечивается тем , что ракета Союз 2.1а выводит корабль точно относительно станции, а орбиту МКС  за неделю до старта этого точно калибруют, так же существенное подспо оказывает группировка спутников «Луч» они позволяют обеспечивать точное позиционирование корабля в полёте. 

 Почему, то мне вспомнилось космическое соперничество при просмотре фильма про соперничество в гоночном спорте «Форд против Феррари». 

Кадр из фильма "Форд против Ферарри"
Кадр из фильма "Форд против Ферарри"

   «Форд против Феррари» — это фильм про  соревнования гонщиков в 60-х.   Фильм интересен самими около гоночными перипетиями — там показывается процесс подготовки гоночной машины, изнанка  соревнований и  взаимоотношений в команде, каким образом спорт завязан на коммерческой деятельности.  Дальнейший текст будет понятен если вы смотрели этот фильм, напомню сюжет вкратце — для того чтобы  поднять продажи, компания Форд выставляет на престижные соревнования по гонкам на выносливость ( выносливость и людей и техники)   свой гоночный автомобиль ( ставший легендарным — Ford GT40 ) , команда главных героев фильма - руководителя команды и автогонщика,  подготавливает автомобиль  и выигрывает 24-х часовые автогонки на выносливость  Ле Ман в 1964 году, после соревнований в ходе испытаний гонщик трагически погибает во время испытаний автомобиля, фильм основан на реальной истории. Кстати первый  наш КК Союз 1 полетел, в свой катастрофический полёт, в 1967 году.  Если уж примерять аналогию автогонок, то гонщики гибли и гибнут гораздо чаще космонавтов и астронавтов. 

Ford GT40 фото 1964 года , рядом команда менеджеров Форда
Ford GT40 фото 1964 года , рядом команда менеджеров Форда

  Машина,выигравшая гонки для Форда ,   Ford GT40 — это  гоночный спорт-кар, достаточно сказать что средняя скорость на дистанции в 1964 году  её была за 300 км/ч, и  на такой скорости машина ехала 24 часа гонок.   Машина выглядит и является воплощением мощи и движения, сейчас  конечно появились гоночные машины лучше, они на несколько процентов быстрее,  легче, и благодаря этим процентам и побеждают в гонкам. 

суровый салон гоночного монстра   Ford GT40
суровый салон гоночного монстра Ford GT40

 Салон в котором гонщик работал 24 часа на гоночном треке на скорости около 300 км и перегрузками кстати близкими к перегрузкам космического корабля, с той лишь разницей, что у космонавтов перегрузки только на активном участке полёта — старт ракеты, включения двигатели для манёвров, либо торможения аппарата  об атмосферу при спуске.

фото с гонок, двигатель крайне серьёзный
фото с гонок, двигатель крайне серьёзный

  У машины стоившей 40 миллионов долларов  1964 года ( здесь имеется ввиду  и затраты на разработку) «дешманский» салон.  И это во времена диванно-велюрового автопрома 60-х в США.  Ничего лишнего, минимум комфорта и максимум скорости.  Однако  суперкар до сих  ездит и выглядит круто, стоит ещё круче —  порядка нескольких миллионов долларов за экземпляр в зависимости от состояния,  а диванно-велюровые авто занимают достойные места у сутенёров или на автосвалках. 

диванно-велюровый салон
диванно-велюровый салон

  А вот салон нашего Союза МС не правда ли выглядит функционально-бюджетно? 

 На борту Союз МС 17 , космонавт Кудь-Сверчков, фото РКК "Энергия"
На борту Союз МС 17 , космонавт Кудь-Сверчков, фото РКК "Энергия"

 Тоже всё тесно, невзрачно, функционально, вместо комфорта, хотя есть и жк-экраны , планшеты  синхронизированные с приборами( их нет на этом фото). 

проверка батарей Союз МС 17 перед стартом
проверка батарей Союз МС 17 перед стартом

 Продолжу «гоночную» аналогию. Вершина технологий современных нам автогонок  —  гонки серии Формула 1 , здесь машины самые  технологичные,  основной заезд  длится всего лишь 2 часа.  Спортсмены формулы носят уже титул не автогонщиков, а пилотов, пилотов Формулы 1, их фамилии известны наряду с футболистами, хоккеистами, звёздами шоу-бизнеса. 

место пилота в болиде Формулы 1
место пилота в болиде Формулы 1

 Кстати под костюмы автогонщиков стилизованы скафандры Спейс Икс для корабля крю Дрэгон..

скафандр на астронавтах Спейс Икс - Бенекен и Хёрли.
скафандр на астронавтах Спейс Икс - Бенекен и Хёрли.

обратите внимание на «наплечники», ну и «роспись»   костюмов гонщиков и болидов «под-хохлому», то же самое будет и в коммерческом космосе — дело времени. 

команда "Хонда" Формула 1
команда "Хонда" Формула 1

Что интересно, по подсчётам энтузиастов болид Формулы 1 стоит в среднем приблизительно 4 миллионов евро.   Из чего можно сделать вывод что место астронавта на Союзе МС дороже 20 болидов Формулы 1! Полёт одного человека в космос стоит, как заезд серии Формула 1!   Что интересно управление болидов очевидно проще и интуитивно понятнее, чем пилотируемым кораблём. 

Кресла Казбек в Союзе МС - тоже функциональность..
Кресла Казбек в Союзе МС - тоже функциональность..

  Конечно соперничество на земле для стран и людей доступней, чем то что ведут государства в космосе.   В гонках участвует больше народу, они дешевле, они давно превращены в коммерческое  зрелище, а космос менее доступен, хотя появляются частные компании готовые занимается космосом за государственные деньги и из-за этого космическая техника медленно обновляется.  Новые компании,  особенно Спейс Икс Илона Маска добавило новизны и вынуждает манятся  и например Роскосмос. В частности конкуренцией можно объяснить переход на сверхбыструю трёх часовую схему полёта. 

Союз МС 17, фото Ивана Вагнера
Союз МС 17, фото Ивана Вагнера

Дело в том что раньше космонавты летали на Союзах по 2- суточной схеме полёта, корабль сближался со станцией только через 2-ое суток после старта. Неудобства этой схемы выяснились когда стали отправлять космических туристов — человек платил от 40 миллионов долларов за недельный полёт, 25% полёта приходилось проводить в маленьком Союзе, при этом ещё и адаптируясь к невесомости — укачивание, тошнота, слабость, плюс неприятные ощущения от «закрутки» Союза на Солнце. 

  Под руководством баллистика Роскосмоса Рафаила Муртазина разработали короткие схемы выведения, вот его интервью, где он описывает  как это происходило https://gagarin.energia.ru/component/content/article.html?id=111:2013-03-25-05-13-17

 Начали испытывать 6-ти часовую схему на грузовых Прогрессах на ракете Союз ФГ , Прогресс 16М полетел за 6 часов  1 августа 2012 года. 

Первый пилотируемый  КК Союз на ракете Союз-ФГ, по 4-х витковой 6-ти часовой схеме  отправился в полёт 29 марта 2013 года.  Союз ТМА-08М, экипаж  Виноградов(к), Мисуркин, Кэсседи. 

У такой схемы тоже есть и плюсы и минусы, вот что про неё говорит космонавт Максим Сураев, кстати первый космический блоггер. 

Космонавт Максим Сураев
Космонавт Максим Сураев

«Мы быстрее всех хотим долететь, но я вам скажу: у меня первый полет был по двухсуточной схеме, а другой - за шесть часов по короткой схеме. Я все прекрасно понимаю, но для меня намного комфортней была двухсуточная схема. Если взять и прикинуть время, когда космонавт поднялся (на космодром перед стартом - ред.), ему начали клизмы делать, спиртом его натирать, и когда он в следующий раз ляжет спать, имеется в виду, когда он туда (на МКС - ред.) прилетит, когда он все подготовит, скафандры посушит, вы обалдеете. Просто уже работаешь на автомате и не понимаешь, что делаешь.»

https://ria.ru/20201009/mks-1579077016.html

 Решит проблему с утомлением во время 6-ти часового полёта позволяет сокращения длительности полёта на 3 часа при 3-х часовой схеме. 

 3-х часовую сверхкороткую схему начали испытывать тоже на грузовых Прогрессах, первым стал старт Прогресс МС 09 на Союз 2.1а 10 июля 2018 года.  Кстати при быстрой схеме стыковки экономия топлива составляет  от 20 кг. 

 «Я ещё добавлю, Олег, в связи с этим. Последнее время, много слышал разговоров: «Союз» устарел, там не очень хорошие условия для космонавтов». Это да, если ты собираешься летать двое, а иногда ещё и трое суток (если будет нештатная ситуация). Но если ты собираешься летать час-два-три, то, наверное, можно посидеть на диванчике и быстро состыковаться. Корабль далеко себя не изжил. У него есть возможности развиваться и улучшаться. Ну, согласитесь, очень интересно, до какого результата (по времени стыковки) мы можем дойти. В конечном варианте, эта «цифра» – 94 минуты (американский результат) – наш ориентир. Да, конечно, в том полёте были созданы специальные условия, а сейчас мы собираемся лететь к станции, которая летает независимо от стартующего корабля. Но, если возможно выполнить одновитковое сближение, то почему не попробовать.« баллистик РК, Рафаил Муртазин

 И вот сейчас в этом году совершён короткий 3- часовой полёт пилотируемого Союза с космонавтами.  Это напрямую связано с переходом на  «цифровой» ракету Союз 2.1а ( первый полёт корабля Союз МС на ней —   2019 год  Союз МС 14 с роботом Фёдором, а второй полёт уже с людьми —  весенний Союз МС 16 — Иванишин, Вагнер, Кэсседи, а  третий полёт Союз МС 17 14 октября 020 года уже  по  3-х часовой схеме —  это второй пилотируемый старт Союз 2.1а с людьми. 

 Этот 3-х часовой полёт реабилитирует Роскосмос  после шокирующего полёта нового крю Дрэгона и возвращает актуальность для небольшого и тесного Союза МС. На стороне нашего Союза МС теперь  скорость доставки, сравнимая со временем полёта на среднемагистральном авиалайнера, дешевизна и простота корабля. 

 Завтра, 21 октября 2020 года   утром ждём возвращения с 63 экспедиции на МКС экипаж  Союза Мс 16 с Иванишиным, Вагнером , Кэсседи. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic