german_kmw

Categories:

Оптимистическое поражение — итоги 2020 года ( и 2010-х) в Российской космонавтике.

подготовка к старту Ангара 5 на Плесецке
подготовка к старту Ангара 5 на Плесецке

  Итоги 2020 года были  разобраны на сайте Роскосмоса ещё в декабре самого  2020 https://www.roscosmos.ru/29748/  . «Под ёлочку» мало кто обращает внимание на  космонавтику, все готовятся к праздникам  иногда бытовой хаос  дополняется и авралом на работе.  Поэтому  тезисно приведу основные достижения :

 — второй год подряд без аварий на стартах;

—  успешный второй пуск тяжёлой Ангары 5;

 — идут работы по Орлу, космодромам,  обновлению заводов;

  Ретроспективно можно посмотреть мои ожидания от российской космонавтики в 2020 г , что получилось, а что нет — https://german-kmw.livejournal.com/37018.html

 События 20-ого года, важны тем что это был последний год десятилетия 2010-х.  И обзор нужен  того как менялась, что появлялось, а что исчезало у нас за это десятилетие, какие изменения произошли. 

 А для начала выделю главное — наши основные  проблемы 2020 , каких решений они потребовали:

укладка спутников Оне Вэб для РН Союз 2.1б
укладка спутников Оне Вэб для РН Союз 2.1б

1) Пусковая компания спутников низкоорбитального интернета Оне Вэб https://german-kmw.livejournal.com/31847.html ,  было осуществлено всего лишь три пуска (из 11 запланированных), против 13-ти пусков  у конкурентов  Спейс Икс со спутниками для Старлинк. В марте 2020 из-за эпидемии ковида компания Оне Вэб обанкротилась, занимались спасением компании на высшему уровне власти Великобритании.  В итоге вложило деньги правительство и индийский медиа-магнат и компания снова начала пусковую программу — вывела ракетой  Союз 2.1б 36 спутников с Восточного в декабре 2020 г. и  подтвердила заказ на ещё 9 пусков российскими Союзами, которые пройдут в 2021 году с космодромов Восточный, Байконур и Плесецк. 

Крю Дрэгон перед стартом
Крю Дрэгон перед стартом

2) В мае 2020 года в США  совершил первый старт крю Дрэгон — частный американский  пилотируемый корабль  для низких орбит, разрушив тем самым монополию Роскосмоса по доставке членов экипажа на МКС.  В ноябре 20 года крю Дрэгон доставил первую долговременную американскую миссию на МКС из 4-х астронавтов. Напомню, что после закрытия программы шаттл с 2011 по 2020 американских астронавтов доставляли в космос  только российские космические корабли «Союз».   У Роскосмоса на это событие  нашёлся ответ в виде  сверхкороткой 3-х часовой схемы выведения «Союза», которая нивелируют тесноту спускаемого отсека КК «Союз»  https://german-kmw.livejournal.com/123026.html  и   появились фото работы над частями  корабля  «Орёл» для дальнего космоса , в частности Луны.  Оговорюсь, что у тоже  американцев создаётся корабль для дальнего космоса  - Орион, который планируют запускать к Луне на сверхтяжёлой ракете СЛС.   

фрезеровочные работы на корпусе КК Орёл
фрезеровочные работы на корпусе КК Орёл

 3) Российско-европейский посадочный исследовательский АМС для Марса «ЭксзоМарс» оказался перенесён с 2020 на 2022 год.  Тем самым мы с европейцами не попали в пусковое окно  2020 года и к Марсу без нас полетели американский и китайский марсоходы и эмиратский орбитальный зонд к Марсу — которые будут совершать свои посадки и выходы на орбиту Марса уже в феврале 2021 года.  Наш с европейцами  прибор уникален тем, что у него на марсоходе  есть буровая установка, способная бурить и изучать марсианские породы на глубине до 2-х метров, такого до него не делал никто.  Данные из глубины почвы помогут лучше  понять был ли обитаем Марс когда-либо в своей истории.  Миссию отменили ради подготовки парашютной и иных систем ( тоже из-за ковид), старт ожидается на Протоне-М в 2022 году. 

Марсоход и посадочная платформа ЭкзоМарс 2022
Марсоход и посадочная платформа ЭкзоМарс 2022

 4) утечка на МКС, здесь ситуация весьма неоднозначная — удалось локализовать место небольшой утечки в приборном отсеке российского модуля «Звезда», но утечка устранена не до конца.   Окончательно побороть планируют с прибытием на станцию Прогресса МС 16 с «ремнабором» в феврале 2021 года.  

2020 год был насыщен негативными событиями, однако  ущерб от них либо минимизирован либо исполнение просто отложено  на более поздние сроки. 

 Теперь  попробую подумать и подсчитать, как же изменилась и чего достигла наша космонавтика за 2010-ое десятилетие.    Первый год 10-ого десятилетия это 2011 год. 

Давайте посмотрим с чем мы начинались десятилетие, как менялась структура пусков и к чему мы в итоге пришли.  

Протон с американским спутнком
Протон с американским спутнком


 Итак сугубо цифры для тех кому интересно  посмотреть тенденцию. 

 2011 — 34-5 (пуски-аварии) ( 6 укр)  пять аварий! , в том числе Фобос Грунт, 9 пусков Протона (1 авария).   Учтём громадные  репутационные потери от аварий, среди которых печально известный Фобос-Грунт и  грузовой КК Прогресс.  Итого выхлоп — 29 пусков ( из которых ещё пять ракет Зенит и 1 старт с Куру). 6 пусков к МКС — шаттл списали за отсутствие  надёжности и безопасности и Союзу пришлось работать за двоих — 3 старта КК Союз и 4 Прогресса( один аварийный).

  У Протона 1 авария — потерян спутник Экспресс АМ4, стоимость спутника жалких 300 миллионов долларов  ( для сравнения Протон стоит 40-50 миллионов)

 201 2 год—  28 -1( 3 укр — Зениты). Здесь рост пилотируемых запусков — 4 пилотируемых Союза  и 4 Прогресса, 2 с Куру. 

 У Протона 2 аварии, в одной погиб Экспресс МД2 (1,175 миллиардов р) и второй спутник  смогли дотащить на геостационар с расходом запаса топлива Ямал 402. 

2013 год 32-2 ( 2 укр Зенита и 2 Днепра, ещё 5 лёгких конверсионных ракет Рокот и Стрела). 2 с Куру У пилотируемых пусков — 4  Союза и 4 Прогресса к МКС. 

 1 авария Протона, но уничтожены сразу три(!) спутника Глонасс — знаменитая авария из-за перевёрнутого датчика.

2014 год 32-2 ( 1 Зенит и 2 Днепра украинских),  4 пуска с Куру( 1 аварийный) , так же 4 Союза и 4 Прогресса и  первый старт А5 с макетом нагрузки.  в этом году последний пуск с Морского Старта. 

 1 авария Протона, российский Экспресс АМР4 стоимость жалкие 7,8 миллиардов рублей...

Заметили тенденцию — 4 года —  4 аварии Протона с российскими спутниками. После прихода к власти на Украине после госпереворота  американских марионеток-нацистов сотрудничество с Россией по военно технической линии было свёрнуто ( кстати американцы сотрудничества не сворачивали — они считаю свои деньги): — часть проектов оказались отложены, Россия перестала вкладывать в  чужие предприятия и начала модернизацию своих — ракеты с украинским участием теперь летают с комплектацией из складских запасов полученных до путча 2014 года).  

 2015 год 28 -3 (2 укр ракеты). 2 пуска с Куру. Происходит неприятная авария в пилотируемой космонавтике — гибнет грузовик Прогресс, 4 Прогресса и 4 Союза — продолжается снабжение МКС Россией. 

 Протон 1 авария — МексСат. После этой аварии проблемами  Протона начинает заниматься Рогозин ( с командой специалистов)  глава Роскосмоса в это время другой человек — сторонник приватизации и разделения Роскосмоса на ОРКК и собственно Роскосмос —  Комаров .  Кстати  это последняя авария Протона с потерей нагрузки и дальше после перетряхивания производства и усиления контроля качества — «рогозинская серия» из 20 пусков — но маскофилы нам объясняют — что это вопреки! 

2016 год  19-1 . 2 пуска с Куру. Ещё одна неприятная авария с Прогрессом, 4 (1 авария)и 4 Союза.  Продолжается череда аварий в пилотируемой космонавтике, падает количество пусков на РН Протон,  на 1 год прекращаются пуски этой РН — идёт проверка производства с последовавшим возвратом и переделкой всех двигателей из-за брака, у Фэлкона идёт рост нагрузок.

 2017 год 21-1 . Авария с РН Союз — это кстати привет тем кто говорит что при Рогозине мало аварий, т.к. мало летаем.. Однако в 2017 тоже мало летали, однако аварии происходили? Как так — видимо аварии вопреки мудрому руководству предшественников.   Последний запуск украинского «Зенита» — неудача с  Ангосатом.  4 пилотируемых Союза и 3 Прогресса.

 2018 год.  19-1 . 2 Куру.  Продолжается тенденция аварий в пилотируемой космонавтике «дырочка» на Союзе ( кстати запущенным при другом руководителе Роскосмоса, видимо предполагается, что ДОР проковырял дырку уже на орбите) и авария Союза МС  10 — корабль Союз доказал свою надёжность, космонавт Овчинин и астронавт Хейг  приземлились без повреждений. Рогозин в мае этого года возглавляет Роскосмос.

2019 год 24 успешных пуска  без аварий. 2 с Куру. 4 Союза( 1 беспилотный  с роботом Фёдором беспилотный) и 3 Прогресса.  Эдуард-Карлсон считает, что Фёдор на Союзе протаранил обшивку станции и из-за этого  идёт утечка... По моим данным Фёдор был в Союз МС 14 в выключенном состоянии, а стыковка происходила в автоматическом режиме.   Маскофилов и прочих западников  очень весело гоняли в комментах у зелёного кота после стыковки ( 1 часть — Зелёный кот радуется неудаче в предвкушении, паства в экстазе https://zelenyikot.livejournal.com/143110.html?page=5 ) ( 2 часть успешная стыковка и чморение карлсонов https://zelenyikot.livejournal.com/143523.html). На мой взгляд это переломный психологический момент —  Рогозин отвесил русофобам первый пендель.

2020 год —  18 (без аварий)  ( 3 с Куру) — все успешные.  Так как у американцев заработали свои средства доставки  на МКС количество стартов КК Союз уменьшилось до 2-х в год. 

 И здесь Рогозин продолжает мучать и истязать маскофилов-русофобов — строится Восточный, идут работы по Союз 5, Орлу, возобновляет испытания Ангара 5, Наука отправлена на Байконур и готовится к старту. 

Если бы не коронавирус было бы на 8 стартов больше — ещё 8 Союзов с Ван Вэб и 1 Протон с «ЭкзоМарсом»  — итого 27 пусков.  

  Здесь нужно ещё учитывать , что в начале 10-ого десятилетия американцы ещё не забрали  свои спутники, которые пускали нашими Протонами, а ещё напомню что американцы отдали свои запуски на РН Протон в конце 90-х, чтобы не отдавать более сильному конкуренту европейскому носителю Ариану 5, потому как свои американские ракеты тех лет  - Титаны 4, Дельты и Атласы были неконкурентоспособны из-за аварийности и стоимости пуска. Запуски Протонов в интересах иностранцев вроде бы как приносили прибыль Центру Хруничева и помогали модернизировать Протон и вести российскую пусковую программу, однако предприятие их производившее к 2014 году( ещё до падения  количества заказов) оказалось в огромных долгах под угрозой банкротства,  а с 2011 аварии причём с российскими спутниками происходили ежегодно, т.е.  фактически весь выхлоп уходил на удобрение  степей Казахстана гептилом и искореженным металлом. Как пытались бороться с аварийностью Протона можно почитать здесь https://german-kmw.livejournal.com/24187.html . За повышение качества взялся Рогозин, он назначил генерала Лопатина проверять качество этой ракеты.    За «рогозинскую» пятилетку с 2015 года было запущено больше российских аппаратов на Протоне, чем с 2011 по 2014, когда пускали иностранцев и роняли свои приборы. ( Рогозин взял на себя ответственность за исправление косяков и подъём качества Протонов в 2015, после аварии зарубежного Мексата)

 международный космодром — Морской Старт
международный космодром — Морской Старт

Так же до середины 10-х  происходило сотрудничество с Украиной и США по Морскому старту — мы поставляли двигатели первой ступени, разгонные блоки и системы управления  РН «Зенит»,  для страны от этого выгоды никакой не было —  запускали в убыток чужие спутники.  Но кому-то грело душу, что есть такой старт с платформы из океана, задействовали украинских поставщиков, катались в командировки. Но выхлопа как такового российская космонавтика не получала — бизнес был убыточным, а российских спутников на МС не выводили.  Ну представьте, что вы на своей машине возите соседа на работу в другой конец города — вот это оно. .   Второй минус Зенита — в случае запуска им российских спутников( а тоже самое можно запустить и Протоном) нужно было платить валютой украинцам за их части ракеты, а Протон шёл целиком за рубли. Те же запуски которое осуществляли с Баконура на Зените спокойно заменили на российские Протоны после 2014 года.

Третий момент — конверсионные лёгкие ракеты, опять же с участием украинских поставщиков — Днепр, Рокот. Сама ракета была произведена в советское время, за украинские комплектующие платили соответственно не рублями , а валютой, ну и понятно что рано или поздно запасы  этих военных ракет подойдут к концу ( но раньше подошли к концу сами украинцы переметнувшись в 2014 году в вассалы к западу).  Конверсионные ракеты выводили западные кубсаты и небольшие отечественные спутники, типа Гонцов.  Так же украинские комплектующие ( за доллары)  поставлялись для  старых версий РН Союз ФГ и Союз У. 

 А так нужно понимать, что на начало 2010 ещё не был построен старт для Ангары на Плесецке и даже не начинались строительные работы на Восточном для ракет Союз. 

площадка 35 на Плесецке на конец 2011 года
площадка 35 на Плесецке на конец 2011 года

можно почитать о ходе строительства   https://onepamop.livejournal.com/877119.html

 На территории России не было космодрома для тяжёлых ракет и мало кто верил, что будет построен новый космодром на Дальнем Востоке, казалось, что это стране не под силу.  Строили со скандалами в основном коррупционного характера, но тем не менее основная часть первой очереди была завершена довольно быстро, примерно за 4 года к 2016 году.

Решение о строительстве Восточного принято в 2007г.  Путиным,  на этом месте находился военный космодром «Свободный». В 2011  начато техническое и эскизное проектирование. В 2012  начато строительство стартового комплекса «Площадка 1С», для стартов ракет среднего класса «Союз-2» .В 2016 закончено строительство стартового комплекса 1С. Первый пуск — в 2016. Здесь тоже не обошлось без Рогозина, который будучи на тот момент вице-премьером разобрался с погрязшими в коррупции военными строителями из Спецстроя и завершил стартовый стол Союз-2 на Восточном.

 Я уделяю такое внимание Рогозину, т.к. именно он сейчас управляет российской космонавтикой ( есть ещё Юрий Борисов, но он скорее управляет процессами в общем в оборонке).  У его предшественников несомненно было своё видение в чём-то другое, что-то получалось, что-то нет но они сейчас не управляют космосом. 

  Мои выводы, тоже тезисно:

1. Российская космонавтика смогла пережить отказ от сервисной модели, когда работали в основном в интересах зарубежной экономики и смогли пережить разрыв с украинской промышленностью ( это наследие СССР, как и вся космическая отрасль).  Количество пусков в интересах России осталось таким при меньшем количестве аварий, при сокращении  выведения иностранных аппаратов. 

 2. Сделаны условия — модернизация предприятий и построены космодромы , которые позволяют заниматься космической деятельностью даже в случае потери доступа к Байконуру.  

3. Уровень сотрудников за 10 лет вырос — меньше аварий и «человеческого фактора». 

 4. Появилось понимание того, что космонавтика должна служить России и её народу, а не иностранным дядям в убыток для страны. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic