german_kmw

Categories:

Оптимистическое поражение — итоги 2020 года ( и 2010-х) в Российской космонавтике.

подготовка к старту Ангара 5 на Плесецке
подготовка к старту Ангара 5 на Плесецке

  Итоги 2020 года были  разобраны на сайте Роскосмоса ещё в декабре самого  2020 https://www.roscosmos.ru/29748/  . «Под ёлочку» мало кто обращает внимание на  космонавтику, все готовятся к праздникам  иногда бытовой хаос  дополняется и авралом на работе.  Поэтому  тезисно приведу основные достижения :

 — второй год подряд без аварий на стартах;

—  успешный второй пуск тяжёлой Ангары 5;

 — идут работы по Орлу, космодромам,  обновлению заводов;

  Ретроспективно можно посмотреть мои ожидания от российской космонавтики в 2020 г , что получилось, а что нет — https://german-kmw.livejournal.com/37018.html

 События 20-ого года, важны тем что это был последний год десятилетия 2010-х.  И обзор нужен  того как менялась, что появлялось, а что исчезало у нас за это десятилетие, какие изменения произошли. 

 А для начала выделю главное — наши основные  проблемы 2020 , каких решений они потребовали:

укладка спутников Оне Вэб для РН Союз 2.1б
укладка спутников Оне Вэб для РН Союз 2.1б

1) Пусковая компания спутников низкоорбитального интернета Оне Вэб https://german-kmw.livejournal.com/31847.html ,  было осуществлено всего лишь три пуска (из 11 запланированных), против 13-ти пусков  у конкурентов  Спейс Икс со спутниками для Старлинк. В марте 2020 из-за эпидемии ковида компания Оне Вэб обанкротилась, занимались спасением компании на высшему уровне власти Великобритании.  В итоге вложило деньги правительство и индийский медиа-магнат и компания снова начала пусковую программу — вывела ракетой  Союз 2.1б 36 спутников с Восточного в декабре 2020 г. и  подтвердила заказ на ещё 9 пусков российскими Союзами, которые пройдут в 2021 году с космодромов Восточный, Байконур и Плесецк. 

Крю Дрэгон перед стартом
Крю Дрэгон перед стартом

2) В мае 2020 года в США  совершил первый старт крю Дрэгон — частный американский  пилотируемый корабль  для низких орбит, разрушив тем самым монополию Роскосмоса по доставке членов экипажа на МКС.  В ноябре 20 года крю Дрэгон доставил первую долговременную американскую миссию на МКС из 4-х астронавтов. Напомню, что после закрытия программы шаттл с 2011 по 2020 американских астронавтов доставляли в космос  только российские космические корабли «Союз».   У Роскосмоса на это событие  нашёлся ответ в виде  сверхкороткой 3-х часовой схемы выведения «Союза», которая нивелируют тесноту спускаемого отсека КК «Союз»  https://german-kmw.livejournal.com/123026.html  и   появились фото работы над частями  корабля  «Орёл» для дальнего космоса , в частности Луны.  Оговорюсь, что у тоже  американцев создаётся корабль для дальнего космоса  - Орион, который планируют запускать к Луне на сверхтяжёлой ракете СЛС.   

фрезеровочные работы на корпусе КК Орёл
фрезеровочные работы на корпусе КК Орёл

 3) Российско-европейский посадочный исследовательский АМС для Марса «ЭксзоМарс» оказался перенесён с 2020 на 2022 год.  Тем самым мы с европейцами не попали в пусковое окно  2020 года и к Марсу без нас полетели американский и китайский марсоходы и эмиратский орбитальный зонд к Марсу — которые будут совершать свои посадки и выходы на орбиту Марса уже в феврале 2021 года.  Наш с европейцами  прибор уникален тем, что у него на марсоходе  есть буровая установка, способная бурить и изучать марсианские породы на глубине до 2-х метров, такого до него не делал никто.  Данные из глубины почвы помогут лучше  понять был ли обитаем Марс когда-либо в своей истории.  Миссию отменили ради подготовки парашютной и иных систем ( тоже из-за ковид), старт ожидается на Протоне-М в 2022 году. 

Марсоход и посадочная платформа ЭкзоМарс 2022
Марсоход и посадочная платформа ЭкзоМарс 2022

 4) утечка на МКС, здесь ситуация весьма неоднозначная — удалось локализовать место небольшой утечки в приборном отсеке российского модуля «Звезда», но утечка устранена не до конца.   Окончательно побороть планируют с прибытием на станцию Прогресса МС 16 с «ремнабором» в феврале 2021 года.  

2020 год был насыщен негативными событиями, однако  ущерб от них либо минимизирован либо исполнение просто отложено  на более поздние сроки. 

 Теперь  попробую подумать и подсчитать, как же изменилась и чего достигла наша космонавтика за 2010-ое десятилетие.    Первый год 10-ого десятилетия это 2011 год. 

Давайте посмотрим с чем мы начинались десятилетие, как менялась структура пусков и к чему мы в итоге пришли.  

Протон с американским спутнком
Протон с американским спутнком


 Итак сугубо цифры для тех кому интересно  посмотреть тенденцию. 

 2011 — 34-5 (пуски-аварии) ( 6 укр)  пять аварий! , в том числе Фобос Грунт, 9 пусков Протона (1 авария).   Учтём громадные  репутационные потери от аварий, среди которых печально известный Фобос-Грунт и  грузовой КК Прогресс.  Итого выхлоп — 29 пусков ( из которых ещё пять ракет Зенит и 1 старт с Куру). 6 пусков к МКС — шаттл списали за отсутствие  надёжности и безопасности и Союзу пришлось работать за двоих — 3 старта КК Союз и 4 Прогресса( один аварийный).

  У Протона 1 авария — потерян спутник Экспресс АМ4, стоимость спутника жалких 300 миллионов долларов  ( для сравнения Протон стоит 40-50 миллионов)

 201 2 год—  28 -1( 3 укр — Зениты). Здесь рост пилотируемых запусков — 4 пилотируемых Союза  и 4 Прогресса, 2 с Куру. 

 У Протона 2 аварии, в одной погиб Экспресс МД2 (1,175 миллиардов р) и второй спутник  смогли дотащить на геостационар с расходом запаса топлива Ямал 402. 

2013 год 32-2 ( 2 укр Зенита и 2 Днепра, ещё 5 лёгких конверсионных ракет Рокот и Стрела). 2 с Куру У пилотируемых пусков — 4  Союза и 4 Прогресса к МКС. 

 1 авария Протона, но уничтожены сразу три(!) спутника Глонасс — знаменитая авария из-за перевёрнутого датчика.

2014 год 32-2 ( 1 Зенит и 2 Днепра украинских),  4 пуска с Куру( 1 аварийный) , так же 4 Союза и 4 Прогресса и  первый старт А5 с макетом нагрузки.  в этом году последний пуск с Морского Старта. 

 1 авария Протона, российский Экспресс АМР4 стоимость жалкие 7,8 миллиардов рублей...

Заметили тенденцию — 4 года —  4 аварии Протона с российскими спутниками. После прихода к власти на Украине после госпереворота  американских марионеток-нацистов сотрудничество с Россией по военно технической линии было свёрнуто ( кстати американцы сотрудничества не сворачивали — они считаю свои деньги): — часть проектов оказались отложены, Россия перестала вкладывать в  чужие предприятия и начала модернизацию своих — ракеты с украинским участием теперь летают с комплектацией из складских запасов полученных до путча 2014 года).  

 2015 год 28 -3 (2 укр ракеты). 2 пуска с Куру. Происходит неприятная авария в пилотируемой космонавтике — гибнет грузовик Прогресс, 4 Прогресса и 4 Союза — продолжается снабжение МКС Россией. 

 Протон 1 авария — МексСат. После этой аварии проблемами  Протона начинает заниматься Рогозин ( с командой специалистов)  глава Роскосмоса в это время другой человек — сторонник приватизации и разделения Роскосмоса на ОРКК и собственно Роскосмос —  Комаров .  Кстати  это последняя авария Протона с потерей нагрузки и дальше после перетряхивания производства и усиления контроля качества — «рогозинская серия» из 20 пусков — но маскофилы нам объясняют — что это вопреки! 

2016 год  19-1 . 2 пуска с Куру. Ещё одна неприятная авария с Прогрессом, 4 (1 авария)и 4 Союза.  Продолжается череда аварий в пилотируемой космонавтике, падает количество пусков на РН Протон,  на 1 год прекращаются пуски этой РН — идёт проверка производства с последовавшим возвратом и переделкой всех двигателей из-за брака, у Фэлкона идёт рост нагрузок.

 2017 год 21-1 . Авария с РН Союз — это кстати привет тем кто говорит что при Рогозине мало аварий, т.к. мало летаем.. Однако в 2017 тоже мало летали, однако аварии происходили? Как так — видимо аварии вопреки мудрому руководству предшественников.   Последний запуск украинского «Зенита» — неудача с  Ангосатом.  4 пилотируемых Союза и 3 Прогресса.

 2018 год.  19-1 . 2 Куру.  Продолжается тенденция аварий в пилотируемой космонавтике «дырочка» на Союзе ( кстати запущенным при другом руководителе Роскосмоса, видимо предполагается, что ДОР проковырял дырку уже на орбите) и авария Союза МС  10 — корабль Союз доказал свою надёжность, космонавт Овчинин и астронавт Хейг  приземлились без повреждений. Рогозин в мае этого года возглавляет Роскосмос.

2019 год 24 успешных пуска  без аварий. 2 с Куру. 4 Союза( 1 беспилотный  с роботом Фёдором беспилотный) и 3 Прогресса.  Эдуард-Карлсон считает, что Фёдор на Союзе протаранил обшивку станции и из-за этого  идёт утечка... По моим данным Фёдор был в Союз МС 14 в выключенном состоянии, а стыковка происходила в автоматическом режиме.   Маскофилов и прочих западников  очень весело гоняли в комментах у зелёного кота после стыковки ( 1 часть — Зелёный кот радуется неудаче в предвкушении, паства в экстазе https://zelenyikot.livejournal.com/143110.html?page=5 ) ( 2 часть успешная стыковка и чморение карлсонов https://zelenyikot.livejournal.com/143523.html). На мой взгляд это переломный психологический момент —  Рогозин отвесил русофобам первый пендель.

2020 год —  18 (без аварий)  ( 3 с Куру) — все успешные.  Так как у американцев заработали свои средства доставки  на МКС количество стартов КК Союз уменьшилось до 2-х в год. 

 И здесь Рогозин продолжает мучать и истязать маскофилов-русофобов — строится Восточный, идут работы по Союз 5, Орлу, возобновляет испытания Ангара 5, Наука отправлена на Байконур и готовится к старту. 

Если бы не коронавирус было бы на 8 стартов больше — ещё 8 Союзов с Ван Вэб и 1 Протон с «ЭкзоМарсом»  — итого 27 пусков.  

  Здесь нужно ещё учитывать , что в начале 10-ого десятилетия американцы ещё не забрали  свои спутники, которые пускали нашими Протонами, а ещё напомню что американцы отдали свои запуски на РН Протон в конце 90-х, чтобы не отдавать более сильному конкуренту европейскому носителю Ариану 5, потому как свои американские ракеты тех лет  - Титаны 4, Дельты и Атласы были неконкурентоспособны из-за аварийности и стоимости пуска. Запуски Протонов в интересах иностранцев вроде бы как приносили прибыль Центру Хруничева и помогали модернизировать Протон и вести российскую пусковую программу, однако предприятие их производившее к 2014 году( ещё до падения  количества заказов) оказалось в огромных долгах под угрозой банкротства,  а с 2011 аварии причём с российскими спутниками происходили ежегодно, т.е.  фактически весь выхлоп уходил на удобрение  степей Казахстана гептилом и искореженным металлом. Как пытались бороться с аварийностью Протона можно почитать здесь https://german-kmw.livejournal.com/24187.html . За повышение качества взялся Рогозин, он назначил генерала Лопатина проверять качество этой ракеты.    За «рогозинскую» пятилетку с 2015 года было запущено больше российских аппаратов на Протоне, чем с 2011 по 2014, когда пускали иностранцев и роняли свои приборы. ( Рогозин взял на себя ответственность за исправление косяков и подъём качества Протонов в 2015, после аварии зарубежного Мексата)

 международный космодром — Морской Старт
международный космодром — Морской Старт

Так же до середины 10-х  происходило сотрудничество с Украиной и США по Морскому старту — мы поставляли двигатели первой ступени, разгонные блоки и системы управления  РН «Зенит»,  для страны от этого выгоды никакой не было —  запускали в убыток чужие спутники.  Но кому-то грело душу, что есть такой старт с платформы из океана, задействовали украинских поставщиков, катались в командировки. Но выхлопа как такового российская космонавтика не получала — бизнес был убыточным, а российских спутников на МС не выводили.  Ну представьте, что вы на своей машине возите соседа на работу в другой конец города — вот это оно. .   Второй минус Зенита — в случае запуска им российских спутников( а тоже самое можно запустить и Протоном) нужно было платить валютой украинцам за их части ракеты, а Протон шёл целиком за рубли. Те же запуски которое осуществляли с Баконура на Зените спокойно заменили на российские Протоны после 2014 года.

Третий момент — конверсионные лёгкие ракеты, опять же с участием украинских поставщиков — Днепр, Рокот. Сама ракета была произведена в советское время, за украинские комплектующие платили соответственно не рублями , а валютой, ну и понятно что рано или поздно запасы  этих военных ракет подойдут к концу ( но раньше подошли к концу сами украинцы переметнувшись в 2014 году в вассалы к западу).  Конверсионные ракеты выводили западные кубсаты и небольшие отечественные спутники, типа Гонцов.  Так же украинские комплектующие ( за доллары)  поставлялись для  старых версий РН Союз ФГ и Союз У. 

 А так нужно понимать, что на начало 2010 ещё не был построен старт для Ангары на Плесецке и даже не начинались строительные работы на Восточном для ракет Союз. 

площадка 35 на Плесецке на конец 2011 года
площадка 35 на Плесецке на конец 2011 года

можно почитать о ходе строительства   https://onepamop.livejournal.com/877119.html

 На территории России не было космодрома для тяжёлых ракет и мало кто верил, что будет построен новый космодром на Дальнем Востоке, казалось, что это стране не под силу.  Строили со скандалами в основном коррупционного характера, но тем не менее основная часть первой очереди была завершена довольно быстро, примерно за 4 года к 2016 году.

Решение о строительстве Восточного принято в 2007г.  Путиным,  на этом месте находился военный космодром «Свободный». В 2011  начато техническое и эскизное проектирование. В 2012  начато строительство стартового комплекса «Площадка 1С», для стартов ракет среднего класса «Союз-2» .В 2016 закончено строительство стартового комплекса 1С. Первый пуск — в 2016. Здесь тоже не обошлось без Рогозина, который будучи на тот момент вице-премьером разобрался с погрязшими в коррупции военными строителями из Спецстроя и завершил стартовый стол Союз-2 на Восточном.

 Я уделяю такое внимание Рогозину, т.к. именно он сейчас управляет российской космонавтикой ( есть ещё Юрий Борисов, но он скорее управляет процессами в общем в оборонке).  У его предшественников несомненно было своё видение в чём-то другое, что-то получалось, что-то нет но они сейчас не управляют космосом. 

  Мои выводы, тоже тезисно:

1. Российская космонавтика смогла пережить отказ от сервисной модели, когда работали в основном в интересах зарубежной экономики и смогли пережить разрыв с украинской промышленностью ( это наследие СССР, как и вся космическая отрасль).  Количество пусков в интересах России осталось таким при меньшем количестве аварий, при сокращении  выведения иностранных аппаратов. 

 2. Сделаны условия — модернизация предприятий и построены космодромы , которые позволяют заниматься космической деятельностью даже в случае потери доступа к Байконуру.  

3. Уровень сотрудников за 10 лет вырос — меньше аварий и «человеческого фактора». 

 4. Появилось понимание того, что космонавтика должна служить России и её народу, а не иностранным дядям в убыток для страны. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Ну это не совсем новости, скорее попытка спокойно оглянутся и посмотреть что было и к чему пришли. Так же подготовлю большой пост с обзором на этот год 2021 — здесь много чего интересного ( два модуля МКС), старт аппарата на Луну, две Ангары и кое что ещё.
Про запад и китай тоже напишите) интересно будет почитать) и прогноз количество запусков по странам не забудьте!)
Мой прогноз по количеству запусков р-н
Сша 60 пусков(из них спейсы 40)
Китай 40 пусков
Россия 25 пусков

aleksandr2312

February 8 2021, 06:29:59 UTC

Пхахаххаха, откуда взялись чернокожие(против них ничего не имею, просто любопытно) рабочие на укладке спутников уанвеб это работники роскосмоса или это фотка из куру?) даже в спейсикс (В США) нет черных работников (единицы только).
Фото из Куру, работники — французы, оттуда был первый запуск Ван Вэб на Союз СТ. Кстати удивительно у французов, где чернокожего населения 1% гораздо выше инклюзивность, чем в США, где чернокожих около 30%, кстати сама Гвиана — бедная провинция... Я думаю всё дело в том что для французов люди с другой кожей или разрезом глаз ничем не хуже, чем белые.
Ну, нужно сказать еще только три вещи:

1. Расслабляться и почивать на лаврах не стоит, нужно продолжать улучшать качество работ.
2. В технике контроль качества лишним не бывает, и в космонавтике хороший цербер стоит хорошего конструктора.
3. Космонавтика — это интегральное от науки и индустрии, и лучше надежное потоковое решение на пять-десять лет позже, чем невероятное достижение сегодня. И кроме того, реализация индустриальной парадигмы развития космонавтики, с выхлопом в параллельные отрасли, дает коммерческий эффект, а стратегия достижений — его не дает.

Ну и четвертое.

4. П. 3. не отменяет необходимости двигаться вперед, желательно не отставая от оппонирующих фирм, а конкурируя и побеждая их.

Короче — молодцы, ждем, что будете еще большими молодцами. :)

Странная какая-то логика: разрыв с Украиной это достижение, распилиада на Восточном это достижение, потеря зарубежных заказов которые приносили России деньги это опять достижение.

А я не давал оценок — разрыв произошел по инициативе украины — за то стоял майдан.
Для России хорошо что разрыв не разрушил российскую космонавтику.
Да мне уже каждый маскобот доказывает что нужно было вкладывать не в Восточный а в украину и Казахстан.
Потеря заказов не достижение, а вот то что от потери заказов не пострадали именно российские программы и пуски — это достижение. Деньги которые приносили эти заказы тратились неэффективно — аварийность Протонов росла, предприятие ихх производившее деградировало, понятно что не из-за заказов, а из-за руководителей.
Deleted comment
>против 13-ти пусков  у конкурентов  Спейс Икс со спутниками для Старлинк 

Во-первых у старлинка 14 пусков. Во-вторых онвеб для них не конкурент от слова совсем. Для мелкобритов это вопрос в первую очередь престижа, а вот индуса который в эту убыточную хрень вложился конечно жаль. Но самое главное, валютой немножко поделились с рогозмосом. В будущем такой халявы уже не будет, онвеб последний крупный иностранный коммерческий заказ.

>первый старт крю Дрэгон — частный американский  пилотируемый корабль  для низких орбит

Крю драгон ничего не мешает запустить и на более высокие орбиты, в частности он пригоден даже для полета к Луне. Просто заморачиваться с сертификацией никто не хочет, учитывая разработку старшипа

> Роскосмоса на это событие  нашёлся ответ

Да, мы заметили. Роскосмос в последнее время превратился в сплошное "бюро ответов Илону Маску".)) Утереть нос мошеннику — главная идеяфикс для жирного журнализда)

> Оговорюсь, что у тоже  американцев создаётся корабль для дальнего космоса  - Орион, который планируют запускать к Луне на сверхтяжёлой ракете СЛС.   

Причем Орион уже готов и разок слетал в космос, а у федерации только днище сделали, но акцентировать внимание что и у тупых пендосов тоже сплошной развал и распил — это святое)

> Наш с европейцами  прибор уникален тем, что у него на марсоходе  есть буровая установка, способная бурить и изучать марсианские породы на глубине до 2-х метров, такого до него не делал никто

В это время Марс Инсайт, запланированный пробурить марсианскую поверхность на глубину 5 метров — "Ну да, ну да. Пошел я нахер"

> Окончательно побороть планируют с прибытием на станцию Прогресса МС 16 с «ремнабором» в феврале 2021 года.  

Заодно и еды кацманавтам привезут. А то как-то неудобно клянчить продукты у проклятых пендосов, попутно обвиняя их в сверлении дырок

> Наука отправлена на Байконур и готовится к старту. 

Старт науки уже в этом году дважды переносили, лол))
Таки ви очень оптимистичный патриет, раз думаете что в 2021 ее запустят

> Появилось понимание того, что космонавтика должна служить России и её народу, а не иностранным дядям в убыток для страны.

Вхахаха) Ну раз за пределами России ее космонавтика никому уже не нужна, то самое время затянуть мантры про зеленый виноград
1. Не сравнивал системы Старлинк и Оне Вэб, для России главное выполнить заказ.
2. Ничего не мешает запускать кроме отсутствия систем радиационной защиты, низкого запаса характеристической скорости для манёвров около Луны, отсутствия систем жизнеобеспечения для столь длительного полёта.
3. Маск прорвал трясину в космонавтике — чтож плохого если его будут догонять?
4. В космос летал макет Ориона. Пока что Орион не готов возможно и полетит в беспилотный полёт Луны, если Артемис не прикрутят.
5. Марс Инсайт не запланированный, он уже на Марсе https://ru.wikipedia.org/wiki/InSight , и два он не должен был бурить, а скорее вдолбить в грунт маленькую сваю, но к сожалению этого сделать так и не смог, максимальный результат 5-6 сантиметров.

6. Станция это единая система.
7. Я думаю запустят в этом году.
8. Я вы покупаете машину чтобы она служила вам, а не чтобы сосед катался.
2) Радиационная защита не нужна, запаса систем жизнеобеспечения драгона для облета Луны хватит. Рогозинд вообще на допотопном Союзе обещал такой полет

3) дык маск же просто жулик и пиарщик, зачем его догонять, лол? А то тут как в анекдоте, стоит маску что-нибудь сказать, как в роскосмосе тут же отвечают — "мы это сделаем быстрее и лучше"

5) Марс Инсайт был запланирован пробурить 5 метров, реализовать удалось 0.5 метров. Экзомарс же запланирован бурить на 2 метра, а что там в итоге получится это очень большой вопрос. Может и вообще судьбу фобос грунта повторит

6) хорошо бы пидарасам вроде рогозина это себе уяснить, прежде чем пасть открывать с перлами, типа "наши так называемые партнеры по мкс"

8) Если сосед платить за аренду хорошие деньги, то пусть катается. Правда с парадигмой "вокруг все враги" реализовать такую услугу будет проблематично