german_kmw

Categories:

Перспективы тяжёлого носителя России. Ч.1 . Почему ушёл Протон

 Навеяно спорами  с  https://jr0.livejournal.com/50137.html  ( сравнение Протонов с Титаном 4) и  https://smoliarm.livejournal.com/423121.html ( последний коммерческий пуск Протона).  Постараюсь написать максимально простым языком для обывателей. 

 Ангара 5 ракета, которая должна заменить российский тяжёлый Протон.   Без понимания проблематики Протона, не будет понятно ничего. 

 Итак Протон разрабатывали с 60-х г.г.  под руководством Челомея. У конструктора Челомея была идея фикс использовать для ракет токсичное топливо гидразин + амил . И на таком топливе он планировал создать универсальные-унифицированные ракеты УР-100 ( легкого класса), УР-200 ( среднии баллистические ракеты в серию не пошли),  УР-500 ( тяжёлого — собственно Протон)  и  сверхтяжёлую массой под 5000 тонн УР-700. 

 УР 100 — баллистическая ракета, на основе её модернизированной версии гражданские версии «Рокот»  и «Стрела», производились в центре Хруничева, г. Москва, теперь не производятся.  «Рокот» выводил примерно 2000 кг на НОО, последний пуск произвели в 2019 ( у него была украинская система управления полётом). 

РН "Рокот"
РН "Рокот"

УР-500, тяжёлая ракета, изначально планировалась как носитель термоядерной бомбы для удара по США.   Протон мог вывести к Луне около 6-7 тонн и планировался для пилотируемой Лунной программы,  но из-за того что  он много взрывался  после старт он застопорил и лунную программу ССР и от него отказались в пилотируемой  лунной программе. Но он участвовал в запусках аппаратов к Марсу, Венере, Луне ( знаменитые Лунохоходы),для него разработали  пилотируемый  транспортный корабль для снабжения обитальных станций,  выводил собственно орбитальные станции.  Т.е. с него можно было забросить либо блок станции 18-20 тонн на низкую орбиту, либо  станции к планета  или спутники связи на стационарную орбиту. 

 ракета Протон с САС пуск для лунной программы.
ракета Протон с САС пуск для лунной программы.

 УР -700 циклопический проект, для полёта к Луне и далее, был отклонён Королёвым из-за ядовитого топлива, и общей ненадёжности УР. 

 Н-1 Королёва, Сатурн-5 Фон Брауна и УР-700 Челомея
Н-1 Королёва, Сатурн-5 Фон Брауна и УР-700 Челомея

  Итак УР-100 и её модификации стояли на дежурстве как ядерный щит, УР-500 выводил тяжёлые нагрузки, всё это производилось в центре Хруничева в г. Москва, на большом промышленном предприятии, где работало около 50 тыс человек на момент распада СССР.  

  Проблемы начались после распада СССР — баллистические ракеты  Хруничева стали не нужны, но сам Протон, оказался отбит — расходы на его разработку, доведение, создание стартовой инфраструктуры прогорели вместе СССР и он стал стоить действительно дешевле тяжёлых ракет США — Титан 4, и Франции  Ариан 4. И его модернизировали и стали использовать для выведения иностранных  спутников на ГСО —  стационарную орбиту на 35 000 км над Землёй, на этой орбите летают спутники связи и коммуникации. 

 Американцы передали часть нагрузок  которые могли возить Титан 4, шаттл, а потом и появившиеся дорогие РН  Дэльта 4 и Атлас 5, исключение составили крупные военные  спутники, которые не помещались под головные обтекатели «Протонов».   Передачей работы Протонам, американцы    не дали захватить рынок  своим конкурентам французам с их коммерческим Ариан 4 и Ариан 5 — франкам  досталась только половина рынка запусков на ГСО. 

 Россия решала тоже проблему — 40 тыс сотрудников Хруничева не стали бомжами, тем более в Москве,  получили поток валюты, на который пускали военные пуски и пуски ГЛОНАСС, часть выручки пустили на строительство старта под  новую Ангару 5 в Плесецке.   Уже тогда было понятно, что Протон устарел — у него 5 ступеней — на каждой дорогие двигатели, это усложняет программу выведения и добавляет рисков, началась деградация производства ( уходили старые кадры) и рост  аврийности — апогей факапов пришёлся на 2011-2014 годы и как раз в эти годы у американцев закончилась программа шаттлов, жравшая кучу денег, и появилась возможность пустить их на частников, в т.ч. Маска с его Фэлкон 9.   Фэлкон 9 имеет 2 ступени, стартовые площадки облегчённой конструкции —  2 после Титана 4 и 1 от шаттла.  Маск взял себе нагрузки от Протона, отобрал рынок спутников.  

Фэлкон 9
Фэлкон 9

    Последний коммерческий Пуск Протона состоялся в 2019г., также в 2019 состоялся последний пуск Протона в интересах российских военных — выведен спутник связи «Благовест 4». 

  Помимо этого у Протона ядовитое топливо и летает он только с Казахстана, казахи поставили условие полёты только до 2025 г.  Теперь у Протона остаются примерно 10 пусков до 2025, по 3-2 пуска в год. 

 Но и с Ангарой проблема — после 2015 — первого испытательного полёта она больше не летала. Дело в том что решено ликвидировать промышленность в центре Хруничева и готовое производство  Ангары было уничтожено, центр постепенно сносят, а производство пытаются организовать в Омске в меньшем масштабе — примерно 3 тыс сотрудников. Но пока в Омске не готово —   блоки из Омска катаются для работ в Москву и обратно, что процесс производства быстрее и качественнее не делает.   Производство будут постепенно налаживать в Омске и ликвидировать промплощадку Протонов в Москве.  

 Продолжение про перспективы Ангары в следующей части...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic