german_kmw

Category:

Пилотируемый Союз. Моё мнение.

Союз ТМА-03М
Союз ТМА-03М


 Раньше мне не нравился наш корабль Союз, своей неэстетичностью — ассиметричная передняя часть — штыри, антенны, зашит какой-то тканью — в общем внешний вид несовместим  с дизайном... И сравним с модулем Аполло — блестящий, симметричный, эстетичный вид, внушающий уважение своим дизайном. 

 Внутренне пространства «Союза» тоже оставляет желать лучшего 

Союз МС 13 (Мейр, Скворцов, Пармитано), фото Олег Скрипочка
Союз МС 13 (Мейр, Скворцов, Пармитано), фото Олег Скрипочка

 Особенно это было заметно при сравнении с конкурентами

корабль Аполлон
корабль Аполлон

Ещё более технически совершенным и крутым выглядит шаттл — самолёт в космосе, обводы крылья, большой экипаж, крутые мэны -возят грузы, чинят спутники на орбите. 

шаттл Атлантис, фото Олег Котов
шаттл Атлантис, фото Олег Котов

 Однако Союз пережил и Аполлон и шаттл. И является на май 2020 год основным средством доставки людей в космос ( да испытывается китайский прототип нового корабля, 27 марта запланирован полёт пилотируемого корабля Дрэгон США).   Что даёт Союзу такую долгоживучесть: 

1.надёжность, испытания  и основные проблемы его были выеявлены в 60-х, 70-х годах.

2. Стоимость запуска — для его выведения используются ракеты «Союз» — «Союз-у», «Союз-ФГ», сейчас перешли на «Союз 2.1а» — это ракеты среднего класса, двухступенчатые, без разгонного блока, они хотя и  старые в основе еще королёвские Р-7, но дёшевы, производства их и эксплуатация малозатратны и посильны и для СССР и для России. 

3. Потенциал для модернизаций 

4. Собственно  удачные решения инженеров и конструкторов — правильно выбранная схема разделения.

5. Союз стал кораблём для спасения экипажа МКС именно наличие этого корабля позволило включить Россию в проект станции, у американцев на тот момент были только шаттлы, они не подходили для постоянного нахождения в составе станции ( да и как потом выяснилось — они были небезопасны и их списали). 

 6. И самый новый  козырь Союза МС — это  разработанная  баллистиками Роскосмоса, под руководством Рафаила Муртазина короткие и сверхкороткие схемы выведения «Союза» к МКС — трёх или шестичасовые схемы полёта.  Корабль стал собственно там чем и должен являться средством доставки космонавтов и отправки на Землю, а основная жизнедеятельность ведётся на станции.  Скорость доставки сравнима с междугородней автобусной поездкой или поездкой в электричке между городами на 300-400 км. 

схема 3-х часового полёта к МКС
схема 3-х часового полёта к МКС

 И здесь уже не так критичен маленький объём корабля, комфортность, дискомфортность, наличие -отсутствие туалета ( на Союзе он есть).

Но у Союза есть и минусы:

1. Застой научно-конструкторской мысли — корабль на НОО дешевле и надёжней Союза России создавать не нужно, а летать на дальние дистанции — Луна, астероиды, точки Лагранжа, Марс — не на чем — нужна сверхтяжёлая ракета  и пока что не нужно — мы толком не знаем ради чего стоит рисковать и отправлять туда людей.

2.  Устаревшая, но и проверенная ракета «Союз» — последствия те же — застой и относительная стагнация — модернизация и  бесконечное совершенствование системы из 60-х годов.

 Американцы пошли своим путём и создали целых два корабля для НОО — Дрэгон 2 и Старлайнер и создают третий для дальнего космоса — Орион. 27 мая планируется полёт красивого корабля Элона Маска Дрэгона 2, для выведения он использует уже тяжёлую ракету Фэлкон 9 -это современнейшая частично многоразовая ракета, корабль разрабатывался больше 10-ти лет.

 Дрэгон 2, пилотируемый
Дрэгон 2, пилотируемый

 У него больше пространство, он вмешает на одного члена экипажа больше, но у него есть и то в чём он отстаёт — это пока что отсутствие  быстрых схем полёта — корабль будет лететь около суток к станции и цена. 

первый беспилотный полёт Дрэгон 2, стыковка
первый беспилотный полёт Дрэгон 2, стыковка
стыковка Союза и МКС, Фёдор Юрчихин
стыковка Союза и МКС, Фёдор Юрчихин

 Плохо или хорошо что у нашего Союза появятся иностранные конкуренты? 

 Как это повлияет на  возможности и развитие нашей космонавтики?

  С моей точки зрения прогресс невозможно прекратить, помимо американцев более современные корабли делают китайцы, индусы и даже Россия — корабль Федерация.  Что на ближайшие годы будет делать Дрэгон — это один пилотируемый полёт в год с четырьмя членами экипажа, с возвращением через полгода и один беспилотный грузовой рейс.  И один пилотируемый полёт с четырьмя экипажа будет осуществлять Старлайнер, если Боинг сможет справится с техническими проблемами этого корабля. 

 К 2023 году планируют набрать 4-х космотруистов для полёта на Дрэгоне 2 в течении нескольких дней без стыковки к МКС. 

 Что ожидается для Союза — это по два пилотируемых полёта с российскими членами экипажа МКС ежегодно, и планируется ещё два полёта Союз с коммерческими космонавтами или космическими туристами на 21-23 годы.

Также планируется, что будут разработаны и приняты в эксплуатацию грузовые версии кораблей Союз для замены Прогрессов для доставки грузов на станцию.  

 Скорее всего не смотря на стоны и вопли маскофилов российские пилотируемые корабли Союз будут эксплуатироваться ( в том числе и с коммерческими целями) пока существует МКС, сейчас ориентировочно до 2024 года. 

 Дальнейшая судьба зависит от судьбы МКС не исключён выход США из МКС, передача американской части станции коммерческим компаниям, либо рассоединен станции на российский и американский сегмент, возможен так же экономический крах США и необходимость отказа от МКС в пользу финансирования  полётов на Луну и строительство базы на спутнике.  Наиболее вероятный однако сценарий — продолжение функционирования станции до 2030 года, достройка российского сегмента — Наука, НЭМ, Причал, дальнейшая постепенная коммерциализация проекта — возможно новые заказы мест у России, допуск туристов Маска на станции,  расширение коммерческих экспериментов, кубсатов.

 И здесь будет эксплуатироваться всё тот же Союз(набивший многим оскомину) который будет возить  туристов космонавтов ещё быстрее — разрабатывается уже и двухчасовая схема полёта к МКС и американские новые корабли Дрэгон и Старлайнер. 

 Возможно, если создадут более дешёвую среднюю ракету Союз начнёт летать на ней, однако его замена экономически неоправдана, например разработка пока ещё даже не созданной Федерации( Орла) для полёта в дальний космос( дальше НОО) потребовала  порядка 50 миллиардов рублей, что-то около 1 миллиарда долларов, да часть средств ещё не потрачена, курс упал что потребует пересчёта, также ещё прийдётся тратить на испытания , для сравнения разработка автомобиля Лада Гранта потребовала вложения в 250 миллионов долларов в 2012 году, пуск Самого союза стоит около 80 миллионов долларов, истребитель Су-35 стоит 2 миллиарда рублей. 

 Вот и посчитаем постройка нового корабля на замену и так прекрасно летающему Союзу  потребует вложений которых хватит на обеспечение 5-6 лет полётов самих Союзов и займет около 10 лет, а через ээти 10 лет МКС скорее всего уже будет готовится к сведению с орбиты и пилотируемая космонавтика переместится в область Луны.  И замена станет уже не нужна. 

 Так что Союз будет существовать пока существует российский сегмент МКС, он так же и будет возить частных и государственных космических туристов и российских космонавтов, а вот дальнейшая сутьба уже будет зависеть от экономического и научно-технического развития страны — смогожет ли Роскосмос придумать новые амбициозные задачи дальше НОО? остануттся ли наши космонавты в стагнации на НОО после кончины МКС или вообще уйдут из космоса? 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic